Глава законодательного комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов получил ответы из Федерального агентства по туризму РФ по ряду вопросов. К примеру, является ли турпродуктом расположение путешественников в отеле и трансфер от аэродрома либо ж/д вокзала, автобусом либо другим транспортом, с включением цены трансфера в общую стоимость контракта; расположение путешественников в нескольких отелях по пути следования с транспортировкой по всему пути, предоставление жительства в кемпингах, из палаток стационарного типа, личном секторе в купе с транспортировкой и т. д.
Суть в том, что почти все турагентские компании занимаются этот работой и не могут осознать, подпадает ли она под определение формирования турпродукта в законе: продажа перевозки и расположения за единую стоимость.
Согласно мнению Георгия Мохова, самые большие сложности с «самоидентификацией» испытывают компании, которые занимаются внутренним туризмом. «С развитием авторских туров и различного рода смешанных экскурсионных программ с проживанием в «нестандартных» средствах расположения неурядица становится еще более. При этом Федеральному агентству по туризму РФ перебежали контрольно-контрольные возможности по Административному кодексу и в ближайшее время они должны начать эти возможности использовать. Потому для контролирующих служб будет совершенно не попросту найти, кто ведет легитимную деятельность, а кто нет», – комментирует специалист. При этом, ошибочно определившимся туркомпаниям угрожает ответственность по ст. 14.51 КоАП Россия.
Итак, в ответе Федерального агентства по туризму РФ утверждается, что согласно 132-ФЗ «Об основах туристической работе в России» (публикация 1), «туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, которая осуществляется организацией, а турпродукт – комплекс услуг по транспортировке и размещению, которые оказываются за общую стоимость (вне зависимости от включения в общую стоимость цены экскурсионного обслуживания и (либо) остальных услуг)».
При всем этом требования к виду перевозки отраслевым законом не установлены. Однако согласно п. 5.13 государственные стандарты (не совсем корректно, но всё же) Р 50690-2017 они содержат в себе: пассажирский жд, воздушный и аква транспорт, автобусы и авто. «Следовательно, как считают Федерального агентства по туризму РФ, в ситуации, если организация предоставляет расположение с одновременным обеспечением перевозки (не зависимо от её вида), то этот комплекс услуг является турпродуктом», – комментирует специалист.
Касательно видов средств расположения, то в 132-ФЗ также не установлены ограничения по ним. Однако есть аспекты в согласовании с Правилами предоставления гостиничных услуг в России, которые были утверждены решением Кабинета министров России от 18 ноября 2020 г. № 1853. Детальнее ответ Федерального агентства по туризму РФ и его истолкование Георгий Мохов разберет 8 апреля в прямой трансляции на собственной страничке в Facebook в 11:30.
Стоит отметить, что трудность животрепещуща и для тех, кто занимается выездным туризмом. Согласно мнению наблюдающих лиц, некоторые компании в силу большей зарегулированности этого рынка и предъявляемым требованиям (платежи в фонды «Турпомощи», сложности с получением фингарантий и т. д.) предпочитали трудиться в «сероватой» зоне и не вступать в список туркомпаний. Подчеркнём, в прошедшем году страховщики практически отказались продлевать и заключать с туристическими компаниями новые соглашения, со ссылкой на возросшие опасности.
Определенность в вопросе идентификации туркомпаний необходима к тому же в связи с введением вместе с туроператорским еще 1-го списка, турагенского: розничным компаниям, чья деятельность не ограничивается продажей готовых туров, придется определяться, в которой из них войти.